Анна Виноградова | Фотограф Анатолий Соколов

“Не разрушайте Мир Ваш и Природу его, ибо себя погубите и свой Мир потеряете”

Анна Виноградова

Анна Виноградова

   Интервью А. Виноградовой. Журнал Леди Тайм № 2 010.

   "Я ВХОЖУ В ТРАНС"

   Каждая ее картина — это целый мир, наполненный мыслями, чувствами, переживаниями автора, и потому их можно рассматривать часами: не оторвешься. Творчество художника Анны Виноградовой             настолько интересно и самобытно, что ее работы сегодня буквально нарасхват. Она участвует во многих выставках в России и за рубежом; ее картины расходятся по частным коллекциям, а о мастерстве    автора написано много хвалебных рецензий. Помимо того, что Анна талантлива, она очень красива внешне. И похожа, скорее, на преуспевающую модель, чем на отшельника, каким является, в представлении  обывателя, истинный творец...

 -Когда и как проявилось в вас стремление к вашей необычной профессии?
 -По моим ощущениям, прямо в детстве, потому что я всегда, сколько себя помню, любила рисовать. Во всяком случае, мама сохранила мои рисунки с трехлетнего возраста. На них много разных человечков:  посмотрю, бывало, сказку или мультфильм, прочту какую-нибудь книгу — и изображу сразу же всех героев так, как я их себе представляю... Хотя поначалу мысли в голове бродили разные: я думала стать  модельером, мультипликатором... Но быстро поняла, что мне интереснее писать с натуры, и решила, что буду живописцем. Папа, архитектор, считал, что профессия это несерьезная: «Будешь  нищенствовать». Он хотел, чтобы я тоже стала архитектором. Но не возражал,а наоборот всячески поддерживал меня, когда я поступила сначала в училище, а потом решила оставить училище, закончив  первый курс, и отправиться в Санкт-Петербург поступать в Академию. И даже первую «пробу пера», давшую ответ на вопрос, смогу ли я зарабатывать на живописи деньги, я, можно сказать, сделала с его  помощью: первые заказы я получила именно благодаря отцу. Возилась я с ними долго, но заказчики, тем не менее, оставались довольны. Думаю, это был очень полезный опыт, потому что он доказал и мне, и моим близким, что я все-таки могу быть творцом и при этом зарабатывать на жизнь.


— Это важно?


— А как же!.. Дело в том, что я и в начале своего пути сомневалась в верности утверждения о том, что художник должен быть голодным. А сегодня окончательно утвердилась в мысли, что это не так. Все-таки современный творец в чем-то похож на бизнесмена: он тоже человек своего дела. Он тоже продвигает собственные идеи и, в общем-то, тоже хочет получить прибыль в том случае, если их воплощение будет признано удачным. Правда, в отличие от бизнесмена, он не должен рассматривать получение денег как свою главную задачу: ему прежде всего необходима самореализация. Даже если он действительно хороший мастер, но его творчество сейчас не понято — это не повод для разочарований: ничего, поймут и оценят потомки!.. Да, в принципе он может умереть в нищете, как Ван Гог, но все-таки лучше, чтобы сегодня такой несправедливости с ним не случилось.
Знаете, ведь по большому счету человеку в жизни не так уж много и надо: не быть голодным, раздетым, иметь крышу над головой. Но при этом — много мыслей и соображений по поводу того, как их реализовать. Когда-то мои первые заказчики ждали от меня «балерин», которые им очень нравились. Мне эти образы тоже были интересны, и я два года откладывала идею написания большой картины на тему Масленицы: разорваться-то невозможно!.. Мои «балерины» приносили неплохие деньги, в принципе можно было совершенствовать их дальше и при этом даже оттачивать собственное мастерство, выписывая их пируэты, шейки, ножки...
Но я предпочла однажды закрыть эту тему, хотя-бы на время, потому что замысел собственного большого произведения — это совсем иное дело, другой уровень. И та самая попытка реализовать собственную идею, о которой я говорила. Тем более, что темой масленицы я к тому времени болела уже давно. ...Моя картина, которая называется «Житный козлик», отображает древний масляничный обряд. В старину здоровые крестьянские парни должны были дотащить за рога до пшеничного поля очень сильного козла—производителя, чтобы ткнуть его там носом в землю. Конечно, козел брыкался, рвал кому-то одежду... Такая вот местная коррида. Но если только ему удавалось вырваться, это означало, что год будет неурожайным. А если все заканчивалось победой парней — быть деревне с хлебом! Люди справляли этот обряд веками: наши предки очень верили в приметы, и они часто сбывались...


-Ваше искусство очень реалистично. Как вам удается так достоверно изображать столь давние события?


— Возможно, потому что меня интересует внутренний настрой людей: их переживания, боль, радость, мечты, надежды... Думаю, что человеческие эмоции с тех пор изменились мало. Я всегда пытаюсь понять, о чем думают мои герои, что в их душе, потому что для меня все они живые. Даже если являются плодом фантазии, как, например, «Русалка». Когда я рисовала ее лицо, постоянно думала о том, что может скрываться за этими огромными глазами... Я обязательно должна почувствовать это, иначе работа не пойдет. По этой причине никогда, например, не пишу заказные портреты по фотографии... Кстати, еще учась в Академии художеств, постоянно разговаривала во время сеансов с натурщиками... По-моему, группа меня за эту болтовню с моделями просто ненавидела. Но я только так и могла создать точный образ.


— А как вы относитесь к авангарду?


— Я очень уважаю этот вид искусства, хотя никогда себя в нем не пробовала. К сожалению, очень часто к авангарду относят такие течения, как «некрореализм» («мертвое искусство»), который, по своей сути, является обнулением искусства как такового. За пышными фразами о «поиске сути» и стремлении «экологически реанимировать пространство жизни и культуры» стоит банальный призыв к непрофессионализму, отрицанию необходимости хорошей школы и неуважение к зрителю. Такие художники пытаются примазаться к авангарду, не имея на то никаких оснований. Потому что создавать произведения авангарда, абстракционизма или сюрреализма должен только мастер, владеющий навыками школы живописи, ее азами — только в этом случае его работы становятся произведениями искусства.


— Имя художника может стать брэндом?


— Конечно, ведь брэнд — это торговая марка, а произведения искусства продавались, продаются, и будут продаваться всегда. В данном случае торговой маркой является подпись художника. Но при этом важно, из чего выросла его популярность: из мастерства или просто раскрутки, в которую вкладывают деньги третьи лица и навязывают обществу брэнд. Люди не слепы, они могут отличить настоящее искусство. Но автор, которого уже стали покупать и у которого появилось имя, должен быть втройне ответствен за тот продукт, который производит. Даже за мимолетный набросок. Потому что время, как решето, все равно безжалостно отсеет лишнее. Так было и так будет. С окончания ХХ века прошло совсем мало времени, и отсев только-только начинается. Вот и увидим скоро, кого на аукционах покупают, а кого нет.


— У вас есть «рецепт», который позволяет вам отрешаться от житейских проблем, когда вы приступаете к творчеству?


— Ничего специального. Но когда я пишу, вхожу в какой-то транс, и все остальное перестает существовать. И мое настроение в момент работы не играет никакой роли, если только оно не относится к самому процессу творчества. Вот если что-то на холсте не получается, я могу действительно расстроиться. В таких случаях просто откладываю одну картину и берусь за другую, поскольку обычно у меня в работе сразу несколько картин... Творчество затягивает так сильно, что потом часто не ориентируешься в реальности. Прихожу из мастерской домой к маме, сыну, а часть меня осталась там...


— Сейчас, похоже, творчество поглотило вас целиком. Вы согласны с утверждением, что искусство требует жертв?


— Нет. Оно требует времени. И ты понимаешь, что если потратишь время на какие-то пустяки, его не хватит на главное — работу, сына, маму.


— Ваш девиз по жизни?


— Он четко сформулирован у Ибсена в романе «Пер Гюнт»: «Собою быть, а не собою быть довольным».


 

"Услышать звуки судьбы"

Искусствовед Виктория Белая о творчестве и личности А.Г. Виноградовой.

 

В жизни каждого человека трубят ангелы, пытаясь направить его по пути судьбы. Не каждому удается их услышать. Ныне известная петербургская художница Анна Виноградова музыку небесных сфер уловила сразу.

Это произошло в 1995 году, когда она, будучи студенткой Ярославского художественного училища, приехала на каникулы в Санкт -Петербург.Здесь, в Северной Венеции,она принимает судьбоносное решение: поступать в институт имени И. Е. Репина при Российской Академии художеств.
Эта идея блестяще осуществляется уже в следующем, 1996 году, когда девушка становится студенткой графического факультета ,Ее творческая, постоянно ищущая самовыражения натура не останавливается на достигнутом и параллельно с учебой Анна участвует в ряде проектов: в выставке молодых художников Санкт-Петербурга «Русский север» (1998); занимается разработкой эскизов костюмов для балетного триптиха «Зов предков» («Троян»,2000), организовыват персональную выставку в Вологодском Центре культуры «Мистерии Анны Виноградовой»(2000), участвует в показе «Рисунок в Академии художеств», где ею была продемонстрирована серия иллюстаций (психологических портретов) по мотивам произведения А. С. Пушкина «Повести Белкина».

Во всех этих работах художница проявила неординарный подход к созданию образов , использовав культурологическое наследие Русского Севера, богатые орнаменты ,фантазию и стиль. Отчасти этому способствовала та среда, в которой Анна сформировалась как личность. Её детство и юность прошли в Вологде- старинном русском городе с национально-самобытными корнями, уходящими в глубь веков.Строгая величавость патриархальной глубинки , красота древних храмов во многом предопределили круг интересов художницы.

В этот момент всеобщего признания, когда ,казалось бы, творческий путь определился, Анна вновь бросает вызов судьбе и решает попробовать свои силы в живописи. Для этого она берет академический отпуск на графическом факультете и посещает вольнослушателем мастерскую профессора В.И. Рейхета, так же при институте им. И. Е. Репина, а через год становиться полноправной студенткой живописного факультета . В 2001 году в тандеме с художником Александром Владимировым она устраивает выставку в выставочном зале Череповецкого отделения Союза художников России. На ней было представлено более тридцати работ Виноградовой : портреты, пейзажи, натюрморты , эскизы костюмов ,рисунки. Выполняет мозаику «Богоматерь Владимирская» в часовне в честь 2000-летия христианства , построенной по проекту её отца . Часовня и панно стали духовным символом всех верующих Вологды.

Любовь к русским обычаям, праздничному народному костюму привели к увлечению одним из древнейших обрядов ,сохранившимся нам от язычества — Масленицей. Первое обращение к этой теме состоялось еще в 1999 году в балете-мистерии «Троян», несколько лет вынашивался замысел ,прорабатывались детали и в 2005 году появилась целая серия вариантов,которые воплотились в две значительные картины «Шествие масляничного поезда» (дипломная работа) и «Масленица» (обе 2006). Большие многофигурные композиции ,сложнейшие ракурсы ,создают ощущение не застывшего, фотографического снимка ,а живого движущегося действа в котором зритель ощущает себя непосредственным участником событий.

Из марева мерцающих красок рождается калейдоскоп цветных огней праздничного гуляния. Многочисленные эскизы привели также к появлению удивительной череды портретов народных образов, окрашенных яркими самобытными чертами. Среди них непосредственно портреты: «Девушка поправляющая серьгу»(2005), «Автопортрет в русском народном костюме» (2007), «Русский танец»(2007), «Девушка у окна»( портрет Вероники Сарма, 2007) и жанровые сцены: «Нити»(2001), «Разговоры»(2005), «Дети» (2005). В картине «Нити» изображен интерьер русской избы, крестьяне за каждодневными делами. Колорит подчеркивает обыденность момента.
Основное значение здесь преобретает сюжетная линия. Бабушка и внучка ,сматывающие нити в клубок , олицетворяются с приметами времени. Родственные отношения невидимыми узами объединяют времена. Своеобразная сага о преемственности поколений ,связи эпох.

Сразу после защиты дипломной работы Анна была приглашена в США с выставкой, где в числе разнообразных работ продемонстрировала серию портретов балетных танцовщиц («Балерина в красном», «За кулисами», «Черный лебедь»,все 2006), «Антракт», «Вдохновение» (2007), яркие ,насыщенные колористические решения ,светотеневые градации различных оттенков наделяют полотна почти осязаемой чувственностью. Сложные образно-психологические характеристики получили высокую оценку и художницу избрали членом Американской Ассоциации портретистов. В 2007 работы Анны Виноградовой участвовали в «Большом Октябрьском фестивале» в Амстердаме. На сегодняшний день ее произведения находятся в частных коллекциях в России, США, Китае, Греции, Германии, Канаде и других странах.

Остается только гадать, какими неизвестными гранями своего таланта блеснет этот самородок в дальнейшем.


 

Утро папоротников 120х130 см. 2009 г.


 

Гадание на венках 120х180. 2010г.


 

Хозяйка медной горы 270х130 см


 

Каменный цветок 150х101см


 

Русский танец 135х70 см, 2007 г.


На горке 150х80 см


Хозяин Масленицы. 200х420см. 2011 г.


Масленица 100х55 см, 2005 г.


 

Добро пожаловать на сайт Анны Германовны Виноградовой.