Село Вышеславское

Село было вотчиной Суздальского Покровского девичьего монастыря.
В 1551 г. Царь Иоанн Грозный, по прошению игуменьи монастыря Василисы с сестрами, повелел переписать жалованные прежними Государями грамоты на села, деревни и на починки на свое имя, обязав монастырь поминать вечно умершую свою дочь, княжну Анну, и в память ее два раза в год кормить бедных. В грамоте сказано: «Царь и Великий Князь Иван Васильевич… Покрова Пречистые девича монастыря игуменью Василису с сестрами или по ней иные игуменьи будут пожаловал, по своей дщери по… княжне Анне, за то, что имя ее написати в вечной сенаник и за два корма, что им кормити, по его дщери по княжне Анне по вся годы, дважды в год велел им на их монастырские дворы, и на села, и на деревни, и на починки переписати свои жалованныя грамоты: что их, в Ополье, село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселка, да деревня Турыгина… да в Суздальском уезде село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки… да у них же Государево жалованье в Суздальском уезде село Романчуково да слобода Шиповская».

Царь Василий Иоаннович Шуйский в 1606 г. жалованной грамотой утвердил монастырские права и льготы вотчин, дарованные прежними государями. В 1623 г. право Покровского монастыря на владение Сельцом было подтверждено Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем. В его «Жалованной грамоте Покровскому монастырю» написано: «положили оне (игуменья и сестры) пред нами Царя Василия Ивановича жалованныя четыре грамоты 114 года. В первой грамоте написано: вотчина их, в Суздальском уезде, у монастыря село Сельцо, да селцо Ярлыково с деревнями, да селцо Хрипилово с деревнями, да селцо Булгаково, да селцо Черницы, да в Медвежьем Углу село Волово с деревнями… Да в другой грамоте написано… в Ополье их село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселка, да деревня Турыгино, да село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки, да село Романчуково, да село Шипово с деревнями, да слободка Шипово… и мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежния жалованныя грамоты переписати на наше Государево имя».

Время Сотворяши.

Отсчёт

Бытие под Звёздами

Осень

Новое время старых идей.

В потоках информации

Жили у...

 

Пашня

Жизнь

Прогулки во времени

Дамский норов

Любовь

Аськино приволье

Жаркий вечер

Колорит ополья

Шайка

Кореша

ПорталЪ

Чудесное исцеление ужасного недуга при мощах св. Благоверной Княжны Евфросинии Суздальской

Многочисленный сонм отечественных угодников Божиих, нетленно почивающих в разных местах православной России, с самого начала и во все времена, был в руках Провидения орудием особенных благодеяний, ниспосылаемых страждущему человечеству. Святые нетленные мощи их всегда являли в себе неиссякаемый источник чудес и исцелений для всех, прибегающих к ним с истинною верою и усердием в болезнях и других тяжких обстоятельствах жизни. Многое множество таких чудес своевременно поведано ревнителям веры и благочестия, но еще более сокрыто благоговейною скромностью и христианским смирением исцелевших и остается ведомым единому всевидящему Господу, да немногим очевидцам исцелений. Но не оскудели благодатию эти священные останки и в наше время; благодатный дар исцелять болезни и являть чудотворения и теперь милосердый Господь ниспосылает им, когда бывает это угодно Его святой воле. В доказательство сему — вот случай чудесного исцеления, бывший в декабре 1890 года, при мощах св. Благоверной княжны Евфросинии, нетленно почивающей в Суздальском Ризположенском женском монастыре.
В 1878 году, совершенно неожиданно и без всякой видимой причины, заболела неизвестным недугом крестьянская жена села Вышеславского, Суздальского уезда, Александра Васильева Чичваркина, имеющая ныне от роду 27 лет. Непонятная болезнь приключилась с нею на второй день ее брака. Явившись в дом после прогулки с мужем, Чичваркина внезапно почувствовала нестерпимое колотье в левом боку, сопровождавшееся мучительными конвульсиями; и хотя конвульсии спустя несколько минут и прекратились, но болезнь в боку с того времени не покидала уже больную в течение 12 лет. В начале не особенно чувствительна», но усиливаясь с течением времени все более и более, болезнь эта чрез 8 лет сделалась тяжкой и опасной до того, что явилась настоятельная нужда в медицинской помощи. Местные врачи, к которым сначала Чичваркина обратилась с своей болезнью за помощью, предполагая в ней обыкновенную простуду, в течение трех лет лечили больную пригодными для этого недуга средствами. Но принятые ими меры оказались совершенно недействительными, болезнь Чичваркиной продолжала развиваться и осложнилась обильным кровоизлиянием из гортани. В виду такого опасного положения больной, родственники решили поместить ее и поместили на излечение в губернскую больницу. Но не определили болезни и губернские врачи. Предполагая в больной чахотку, вероятно — по случаю кровотечения из гортани, больничные врачи лечили ее от этой болезни; но старания их остались совершенно бесполезны, никакого улучшения в здоровье болящей не последовало, и через месяц она вынуждена была возвратиться домой. Очутившись в таком беспомощном состоянии, несчастная женщина с каждым днем слабела силами, совсем лишилась аппетита, кровотечение из гортани повторялось у ней до двенадцати раз в день, и волей-неволей больная ждала одной смерти. Между тем странный недуг, не понятый врачами, так и оставался неразгаданным. И действительно, есть всему границы, есть они и для познаний человеческих. Есть болезни и болезненные состояния, разгадать которые при помощи естественных данных не в силах и наука медицинская; да и мало ли их? Так, не объясняют же, да и не объяснимы с медицинской точки зрения те разнообразнейшие и мучительные страдания, какие причиняет людям дух злобы. А между тем действительность бытия злых духов и их зловредное действие на природу человека, по неоспоримому свидетельству слова Божия, несомненно, — и явные признаки заставляют предполагать присутствие духа злобы и в нашей больной, крестьянке Чичваркиной. То странное обстоятельство, что за все время болезни Чичваркина чувствовала непонятное отвращение к предметам святыни, а также дальнейший ход болезни наглядно и убедительно говорят о том, что виновником непонятного и изнурительного ее недуга действительно был исконный враг рода человеческого, дух злобы, так хитро и удачно маскировавший свои злобные действия, пока не обратились с больною к небесной помощи (Псаломщик села Вышеславского Александр Советов, между прочим, вот что свидетельствует: «В прошедшем 1890 году, во время совершения над Чичваркиной таинства Елеосвящения, было мне заметно в ней что-то необыкновенное. Когда священник читал молитвы и евангелия, она как-то необыкновенным образом менялась в лице, — то крайне бледнела, то багровела, цепенела и доходила как будто до последнего издыхания. Вид лица ее был необыкновенный, не такой, какой замечается у прочих больных».).
Когда истощены были все средства человеческие для облегчения участи болящей и болезнь как бы наперекор усилиям врачей развивалась до неимоверных размеров, нашлись добрые и благочестивые люди, внушившие родственникам больной благую мысль — испытать последнее средство, съездить в город Суздаль и усердными молитвами просить о помощи Угодницу Божию, святую Благоверную княжну Евфросинию, нетленными мощами почивающую там в Ризположенском женском монастыре. Добрый совет был принят с благодарностью и, несмотря на упорный отказ со стороны больной ехать молиться, родные все-таки немедленно отправились с ней в город. Это было 21-го ноября 1890 года. Прибывши в город Суздаль, с больной тотчас направились в Ризположенский монастырь. Здесь-то враг рода человеческого в первый раз так явно обнаружил свое присутствие в несчастной страдалице. Едва только приехавшие успели переступить за ворота монастыря, как с больной начались страшные судороги и трясения, и во всем организме вдруг ощутилась такая слабость и изнеможение, что больная не могла сделать движения ни одним членом. В монастырской кельи, куда раньше храма зашли с больною в виду ее трудного положения, страдания эти еще более усилились, когда сестры этой келии стали подносить к больной разные предметы святыни, и трудно описать, что здесь творилось с нею. Несчастную то вскидывало вверх на пол аршина, то у ней замирало дыхание и обнаруживалось вновь с неестественною силою, то моментально появлялась и в один миг исчезала опухоль шеи, рук и ног. Словом, Чичваркину мучило и терзало так, что в этот раз родственникам больной, при всем их желании, не удалось побывать с нею в храме, где покоятся мощи святой Угодницы. Тоже самое случилось, когда родственники, два дня спустя, в другой раз привезли больную в монастырь: и на этот раз и по тем же причинам им пришлось возвратиться домой, опять не побывавши в храме. Наконец 29-го ноября везут больную в третий раз и уже с решительным намерением оставить в монастыре, если на то последует соизволение настоятельницы, а сестер монастыря просить сводить ее, при первой возможности, приложиться к святым мощам. Получивши согласие настоятельницы, больную оставляют в монастыре с усердною просьбою к сестрам той кельи, где оставляли больную, продолжать над болящею чтение акафиста св. Угоднице Евфросинии, начатое самими родными дома, еще со времени первого посещения обители. Только через неделю, и то с большим усилием, удалось привести больную в храм и приложить к святым мощам Угодницы; при этом сама больная не проявила ни малейшего молитвенного участия. Со времени пребывания болящей в обители, особенно же после первого посещения ею храма, злой дух начал производить над своею жертвою еще большие насилия. По нескольку раз в день с нею повторялись припадки, больная билась об стену, готова была вытаскать у себя все волосы на голове, страшно кощунствовала и с неимоверною силою отвращалась от подносимых к ней священных предметов. Особенно же противился дух злобы посещению больною храма Божия. Не оставлял он в покое своей жертвы и по ночам. Несколько раз около полуночи являлся он к ней в виде родных и знакомых, мужчин и женщин, вызывая ее по разным предлогам на улицу, — и несчастная бессознательно отвечала на зов согласием, выходила из кельи, несмотря на зимнее время, в одном белье и босыми ногами и, очутившись всегда одинокою в сугробе снега около какой либо из монастырских стен и крайне прозябши, возвращалась в келию, как только приходила в сознание по произнесении имени Господа Иисуса. Так тяжко и мучительно для несчастной страдалицы текло время пребывания в монастыре. Но милосердый Господь не попустил духу злобы в конец измучить несчастную и довести ее до смерти.
Как только прекратились ночные явления злого духа, в следующую ночь больной является во сне неизвестная монахиня. Вот дословный рассказ самой Чичваркиной об этом видении.

«Монахиня, неизвестная мне, появившись ночью близь моей постели, взяла находящуюся у меня в головах икону Скорбящей Божией Матери и велела мне приложиться к ней. Я, находясь в полузабытьи приподняла голову и, заметив появление незнакомой монахини, испугалась так, что с точностью не могу припомнить, исполнила ли я ее приказание, или нет, но только помню, что монахиня эта произнесла слова: «не убойся, не убойся, не убойся меня, приложись к Божией Матери; я не для страха твоего пришла, ибо если для страха, то я не взяла бы икону Божией Матери. Но я пришла оберегать тебя, и знай, что стращать тебя больше не будут. Ты домой не торопись, тебе нужно здесь пробыть до сорока дней; за трое суток тебе будет слишком трудно, у тебя откроется опять кровохаркание, но ты этого не убойся, ибо этим должно выйти. Вот тебе доказательство: с сего дня к святыне будешь прикладываться сама без посторонней помощи». На утро, после видения этой доброй монахини, Чичваркина попросила отслужить молебен Преподобной Евфросинии и стала чувствовать себя гораздо лучше, приложилась к Угоднице без противодействий злого духа, с охотой стала просфору есть и пить святую воду, чего прежде не было. Видя улучшение здоровья больной, сестры обители посоветовали ей исповедаться и приобщиться св. Таин, на что больная изъявила полное согласие. Но за три дня до исповеди ей было еще видение, и на этот раз днем. Про него она рассказывает так:
«когда я легла отдохнуть в полдень, мне приснилось, что трое сидят за столом: старичок и две монахини. Пред ними на столе находились вода, хлеб и соль; они зовут меня и говорят: «пойди сюда»; но я спросила их: что вы за люди? Старичок мне отвечает: «тебе не следует нас спрашивать, кто мы, а вот возьми кусок хлеба». Я подошла к ним; старичок, подавая мне кусок хлеба, произнес: «ты съешь, и у тебя явится желание на пищу. У больной, как она заверяет, действительно во все время болезни совсем не было аппетита; но проснувшись после этого сновидения, она тотчас почувствовала желание поесть. 15-го декабря исцелевшая исповедалась и в грехах, раскаялась искренно так, как никогда не каялась с тех пор, как овладел ею тяжкий недуг. 16-го числа она приобщилась св. Таин, но опять не без участия доброй монахини. Когда болящая с трудом и при помощи посторонней поддержки приступала к св. Тайнам, вдруг ей представилась с правой стороны знакомая монахиня и стала звать ее: «пойдем со мною, только пошире рот раззинь». После сего больная свободно и при помощи видимой ею одной, но не видимой для других, монахини приобщилась св. Таин, — и по приобщении монахиня тотчас от нее скрылась. Удостоившись принять св. Тайн, больная почувствовала еще больше облегчение. Наконец на 30-е число декабря Чичваркиной было третье и последнее ночное сновидение, про которое она рассказывает следующее.
«На 30-е число декабря мне, говорит она, опять явилась та же монахиня, которая явилась и в первый раз; и явившись сказала: «подкрепись, поешь, тебе трудно будет завтра (в воскресенье) между литургиями ранней и поздней, но ты не убойся, — хоть и трудно будет, но ты исцелишься, и выйдет из тебя; и то что выйдет, ты возьми обеими руками и, не глядя брось в левую сторону и при этом произнеси: «с нами да будет крестная сила», а сама обратись на правую сторону; из гортани будет выходить у тебя кровь, а с кровью выйдет дым». Действительно, на утро в воскресный день, так и случилось, как предсказала добрая монахиня. Утром, во время всенощного бдения, Чичваркиной сделалось крайне дурно, смертельная тоска щемила ее сердце и, побуждаемая невидимою силою, она все это время только кричала: «выйду, выйду». Наконец часов около 8 утра, когда сестры этой кельи молились о здравии болящей в храме за молебнами Божией Матери (пред Козельщанской иконой Ее), св. великомученику Пантелеймону и Преподобной Княжне Евфросинии, Чичваркина почувствовала что-то подступившее к ее горлу, и поспешила выйти на двор. По выходе на двор у болящей, по ее словам, по телу пробежал одновременно жар и холод, шея вся распухла, из горла пошла кровь и дым. В это время она произнесла слова, какие внушила сказать ей монахиня; и из нее вдруг вышло что-то холодное и исчезло в снегу, — снег тотчас зашипел. В этот момент она слышит голос: «в тебе осталось еще место». Через полчаса, по возвращении в келью, действительно с Чичваркиною снова сделалось дурно, — и тут же, почувствовав в левом боку присутствие чего-то холодного, она опять вышла на двор. И на этот раз по телу ее мгновенно пробежал тот-же озноб и жар, после чего она нагнулась, ощущение холодного исчезло и она увидела упавшее на снег нечто в роде болотного животного (лягушки), которое исчезло в снегу. Этим припадком и закончились тяжкие и мучительные страдания Чичваркиной, непонятный недуг исчез бесследно, и больная почувствовала полное выздоровление.
В благоговейном восторге от случившегося воздав горячую, молитвенную благодарность милосердому Господу, исцелевшая поспешила в родной дом поделиться своею радостью с семейными. 19-го января 1891 г. Чичваркина снова явилась в обитель с отцом, мужем и братом, ближайшими очевидцами ее недуга, чтобы торжественно воздать хвалу, благодарение и поклонение Господу, дивному во Святых своих, явившему болящей столь чудное исцеление по молитвам и предстательству святой Угодницы Благоверной Княжны Евфросинии.

О случившемся пишущему эти строки передавала с искренними слезами сердечного умиления и благодарности сама исцелевшая. Что описанное чудесное событие истинный факт, могут подтверждать, кроме родственников исцелевшей, и сестры монастыря — свидетельницы исцеления. Не смея сомневаться в подлинности мне пересказанного и крепко веруя, что являвшаяся в видениях Чичваркиной добрая монахиня есть св. Благоверная Княжна Евфросиния, для прославления имени Божия и Его св. Угодницы я решился передать этот факт во всеобщее сведение.
Суздальского Ризположенского женского монастыря священник Александр Цветков.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 15-го марта 1891 года).