Северная Гармония


 

Северная гармония

 

Путь личности к гармонии неосуществим без осмысления окружающего мира и построения своей собственной действующей модели.

 Синхронизация процессов, наполняющих смыслом внутренний мир человека, с внешним, быстро изменяющимся, миром зависит от вектора сил, определяющих это бесконечное движение.

 Цивилизация убеждает Человека в том, что гармоничное взаимодействие с внешним миром (социумом, природой) всецело зависит от комфорта и управляемости оболочки, отделяющей Человека от окружающей среды со всем многообразием раздражающих факторов (климат и агрессивный социум, природа и урбанизированный мир полисов).

 Пульт дистанционного управления – современный символ из категории культа власти, стремиться к универсальному аналогу «магического жезла».

 Антропоцентризм – навязчивая идея цивилизации, энергетически обеспечивающая управление социальными силами для преодоления и завоевания Природы, оправдывается так называемыми гуманитарными целями.

 Модель мира, целью которого является комфортное отторжение Человека от Природы, породила противоречие между осмыслением ценности внутреннего «Я» каждой личности, и коллективным «Эго», обязывающим индивида совершать личные подвиги во имя разрушительных идей цивилизации.

 Современный человек выпал из мира гармоничных взаимоотношений с Природой, доверившись субкультурным её заменителям.

 Азарт материального воплощения цивилизованной системы ценностей породил бесконечный путь борьбы за ресурсы и их перераспределение.

 В итоге история человечества изобилует вариантами дисгармоний в виде войн, техногенных катастроф и результирующего глобального мирового кризиса.

 Стратеги всех времен и народов искушали себя и своих последователей Знанием, приносящим Победу, как смысл жизни.

 Древние военные стратеги Востока наиболее концептуально близки к гармоничному пониманию и осмыслению мира, в том числе и потому что имели доступ к религиозному и философскому знанию, парадигмой которого является осознание смысла жизни не в победе над внешними силами, а в преодолении внутренних противоречий, определяющих построение личности Человека.

 Результаты цивилизованной преемственности знаний древней стратегии демонстрирует китайский когнитивный проект, позволяющий этому многоликому этнокультурному сообществу успешно интегрироваться в глобальный мир с достоинством и уважением.

 Север Европы, где климат и цивилизация разобщила стратегов древности и современности по основному концептуальному признаку – смыслу жизни, не может похвастаться ничем более стратегичным, чем интеграция на уровне экономики, государственности и т.д.

 Суета вокруг второстепенных, но ресурсоёмких проектов по интеграции Европы и Евразии не позволяет стратегам наполнить старую конструкцию, новым содержанием и смыслом.

 Созерцательность же дзэна и естественность «управления не деянием» даосизма позволяет регулировать уровень личностной энтропии при осуществлении долгосрочной стратегии когнитивных проектов Востока, направленных на преодоление глобального кризиса.

 Северная ментальность, огородившись мнимым комфортом полисов и технологиями по распределению ресурсов, не создает механизмов, позволяющих управляя энергетикой и мотивацией неудовлетворённого индивида, синергично направлять каждого по отдельности и всех вместе на достижение общих стратегических целей.

 Русский Север, участвуя в создании современной мифологемы «Православный Русский Мир» имеет значительно более древние традиции язычества, позволившие выживать и сосуществовать с окружающим миром, не прибегая к более сложным системам, таким как, например, античный мир.

 Племена, по загадочным причинам населявшие территорию современного Карельского перешейка оставили после себя пласты космогонического знания в виде магических ландшафтно-природных конструкций и устных мифологем, давших начало развития логосам и культурам более поздних этносов, имевших собственные «цивилизованные» стратегии. Древнее знание о стратегии взаимодействия с внешним миром не нашло еще должного отражения в ментальности современных стратегов и требует достойного к себе отношения.

 Уважение сил природы, поклонение им, но с достоинством, определяет равные, партнерские отношения хранителей знаний древних культов с тотемными символами, выполняющими функции богов из античного пантеона.

 Они строили гармоничные отношения с магическими силами высшего, абстрактного порядка, по современным представлениям – Космоса, в виде обмена знаниями и технологиями, необходимыми, но достаточными для обоюдного неразрушительного сосуществования. Целью была не когнитивная победа над силами Космоса, а уважительный диалог и взаимопонимание.

 Семантический юниверсум, тезаурус которого состоял из смыслов и понятий, определяющих бытие как гармонию возможного, противоречил христианской, в том числе православной, парадигме насильственного «оцивилизовывания» язычников. Православные монахи с завидным упорством насаждали свою систему ценностей.

 Цивилизация встречала со стороны древних племен достойный отпор, а их невозмутимость и настоящая дзенская созерцательность направляла усилия на сохранение собственной идентичности.

 Прорицатели, колдуны и шаманы, выполнявшие функции стратегов обладали доступом к более древнему Знанию, определяющим стратегию более высокого порядка, в которой цивилизованные народы были не более чем новым вызовом эволюционного развития Мира.

 Таким образом, стратегия ненасильственной ассимиляции послужила началом процессам, в результате которых появилась совершенно особенная система ценностей – русская северная ментальность, имеющая и особый лик северной православной иконописи и более древние ритуалы и верования, наполненные космогоническим смыслом.

 Саамы и протосаамы, успешные северные кочевники, взаимодействуя с миром Космоса и Земли не желали обременять себя никакими ресурсоемкими инфраструктурными проектами сложнее временного стойбища, но прилагали значительные интеллектуальные коллективные усилия для построения лабиринтов, сейдов и использования природных ландшафтов.

 Цель этих титанических усилий – достижения уровня понимания мира, достаточного для осмысления своей миссии в нем. Эти природно-ландшафтные следы древнего когнитивного проекта отличаются от пирамид и целых жреческих комплексов других цивилизаций древности, своим гармоничным величием и естественным устройством.

 Система ценностей и знаний древних племен севера, использующих столь внушительные объекты в суровых условиях настолько удивила и вызвала уважительное отношение летописца Корнелия Тацита, что сей достойный муж в своем произведении «Германия» выразил это так: «Беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного – не испытывать нужды даже в желаниях».

 Освобожденный от контекста этот отрывок настолько точно отражает философию древних даосов, что искушает проводить семантические параллели даже с дзеном.

 Трудный поиск своего собственного пути в глобальном мире, где стратегии оперируют понятиями и ценностями высокой степени абстрактности – требует обратного – найти свою исключительность и идентичность. Различия сегодня более значимы, а смысловые связи – лишь косвенные признаки качества и ценности той или иной системы знаний.

 Тотемный столб, посох, бубен стратега прошлого трансформировались в медиа возможности современного стратега в виде сервера, ноутбука, мобильного телефона.

 Видение Будущего, как обязательное, но недостаточное качество стратега, в равной степени может быть затуманено как технократическими «ритуальными танцами» корпоративного мира, так и религиозно-мистической атрибутикой церковности и эзотеризма.

 Все это – суть пульты дистанционного управления в лучшем случае Настоящим, но подчас, к сожалению, даже Прошлым.

 Будущее конструируют стратеги, отказавшиеся от посредничества по управлению гармонией и создающие ее сначала внутри Космоса собственной личности без претензии на тиражирование и авторские права.

 Дзен, медитация, эзотерический оккультизм, равно как научный менеджмент и прочие цивилизованные ритуалы – всего лишь техники по пониманию и осмыслению Знания и не более того.

 Эволюция человечества как вида подошла к рубежу, определяющему направление развития в виде изменения возможностей сознания каждого индивида и использования новых форм коллективного когнитивного синергизма.

 Тот, кто найдет наименее техногенный доступ к Знанию и продолжит свой путь в Будущее гармонично и без суеты.